РИМСКОЕ ПРАВО: ВЗГЛЯДЫ НА РЕЦЕПЦИЮ

РИМСКОЕ ПРАВО: ВЗГЛЯДЫ НА РЕЦЕПЦИЮ

РИМСЬКЕ ПРАВО: ПОГЛЯДИ НА РЕЦЕПЦІЮ

ROMAN LAW: VIEWS ON THE RECEPTION


Автор  – Сажина Варвара Владимировна – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права факультета управления Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Известна как специалист по сравнительному конституционному праву, истории мирового конституционализма, истории государства и права. E-mail: v.v.sazhin@rambler.ru.

Стаття опублікована у збірнику АННАЛИ ЮРИДИЧНОЇ ІСТОРІЇ Том 1. Номер 1, січень-березень 2017 ВИПУСК «ІСТОРІЯ ТА ГЕОГРАФІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО ПРАВА»


Как хорошо известно, в буквальном переводе с латинского «receptio» означает «принятие». Термин «рецепция» универсален, и на сегодняшний день имеет, по доктринальному утверждению, несколько взаимосвязанных значений. В культуре, искусстве, общественных науках, и в том числе в праве, его понимают как «заимствование данных обществом социологических и культурных форм, возникших в другой стране или другую эпоху» [1, c.679].

Рецепция права может, в свою очередь, быть вызвана целым рядом различных факторов (правовых, социально-экономических, религиозно-этнических и т. д.). Она проявляется как в виде заимствования прошлого правового опыта, так и в формате копирования элементов современных правовых систем.

В общем суть рецепции права может быть определена как «заимствование одним государством более развитого права другого государства» [2, с. 271].

Что касается рецепции непосредственно римского права, то её можно трактовать как «восприятие и усвоение римского правового наследия в качестве действующего права» [3, с. 392].

Следует подчеркнуть, что в юриспруденции предметом рецепции явилось преимущественно римское частное право. Наоборот, римское публичное право «умерло с падением Рима». Однако с тех времён и до наших дней в публичном праве многих стран создаются и действуют Сенаты как верхние палаты парламентов (Италия, США, Франция и др.), а также все еще существует изобретенный римлянами титул императора (Япония). Издревле были взяты на вооружение и многие другие названия римских публично-правовых институтов (деликтология от delictum, например). Вместе с тем необходимо понимать, что эти заимствованияникак не являются истинным «воскрешением римских государственных учреждений» [4, с.12].

femida
Феміда – богиня правосуддя

Начало рецепции римского права, по мнению большинства романистов, неразрывно связано со своеобразной средневековой урбанистической революцией, а именно, с интенсивным возникновением городов на севере Италии в XI-XII вв. Это были города-государства с республиканской формой правления (Венеция, Генуя, Флоренция), где весьма активно развивались торговые связи, ремесло, изобразительное искусство и торговля в средневековой Европе. Новые для Средневековья экономические отношения требовали более совершенного правового регулирования, в то время как римское право уже содержало в себе готовое юридическое оформление развивавшихся экономических отношений. В связи с этим в старых и новых итальянских городах появляются первые университеты, где начинает преподаваться римское право. Использование римского права способствовало дальнейшему развитию средневековой европейской экономики и культуры, поскольку предметами искусства как объектами экономико-правовых отношений также весьма активно торговали, начиная с эпохи Ренессанса.

По своему содержанию римское право удовлетворяло потребностям Средневековья в части регламентации частной собственности и договорных правоотношений. Кроме того, римское право было овеяно величием славного европейского прошлого. Достоинствами римского права были его абстрактность, системность и упорядоченный понятийный аппарат [3, с. 6].

В свою очередь, Римско-католическая церковь была наиболее ранним проводником знания о римском праве в феодальном мире. Так, раннее каноническое право складывалось под непосредственным воздействием римской правовой культуры. Христианство заимствовало у Рима некоторые специальные воззрения на отношения, подлежащие общественному регулированию, и отдельные правовые институты.

Рецепция римского права была основана на возрождении идеи о том, «что общество должно управляться правом и подчиняться нормам разума» [5, с. 40].

Поскольку в церковных школах преподавание велось на латинском языке, то сохранились и некоторые рукописи с текстами римских законов, что также сделало возможным масштабную рецепцию права.

Римская правовая концепция, кроме того, была прочно соединена с идеей сильной государственной власти. Римское правопонимание концептуально было чуждо идеям политической раздробленности и смешению частных и публичных интересов. По этой причине феодалы видели в римском праве способ закрепощения крестьян и дальнейшего захвата общинных земель, а монархи – способ централизации своей власти.

Свою роль сыграла и пафосная идея преемственности полномочий средневековых монархов от римских императоров. Так, в раннем Средневековье внимание к римскому праву в сильной степени поддерживалось убеждением, что государство, образовавшееся на территории Германии и Италии, является прямым наследником Римской империи. В России позднее имела место политическая концепция «Москва – третий Рим», что способствовало восприятию и там римских правовых воззрений.

Digesto_02
Титульна сторінка видання Дігест 1581 р.

У рецепции, бесспорно, были и чисто юридические основания. Во-первых, это, как подчеркивалось выше, осознание тогдашними правоведами высокого уровня римского частного права – наличия в готовом виде ряда системных институтов, регулировавших многочисленные правоотношения, четкость и ясность правовых норм. Во-вторых, рецепция обусловливалась недостатками местного, в основном обычного права. Обычное право было архаично, страдало партикуляризмом, содержало многочисленные пробелы, неясности, противоречия, то есть в целом оно не давало надлежащих средств урегулирования новых отношений [6, c. 113-121].

Заметим вместе с тем, что историко-правовой метод исследования не является универсальным при изучении проблем римского права, а также его рецепции. Альтернативным является «цивилистический» подход, который позволяет рассматривать римское право в качестве основания современной правовой теории. Понятно, что при этом акцент делается на теорию частного права.

Основное различие между историко-правовым и юридическими методами изучения римского права заключается в том, что «при историческом изучении исследуется последовательная смена правовых институтов во времени в зависимости от изменяющихся условий жизни данной общественной среды, а при юридическом – анализируются эти же правовые институты в том виде, в каком они представляются при данных условиях места и времени» [7, с.6].

Традиционно основателем науки римского права, которая является, в свою очередь, основой теории частного права, признается итальянский ученый филолог Ирнерий (див. рисунок внизу – ред.), который в конце XI столетия стал публично преподавать римское право. Юридический метод был им использован при изучении крупнейшего памятника византийского и общеримского законодательства эпохи императора ЮстинианаCorpus iuris civilis.

IMG_9745

Этот знаменитый источник, как хорошо известно, состоит из четырех частей: Институций (Institutiones), Дигест (Digesta), Кодекса (Сodex), Новелл (Novellae).

Особое значение для теории частного права представляют Дигесты – правовые извлечения, сделанные из сочинений 39-ти римских юристов, живших в позднереспубликанский или императорский период Древнего Рима. Дигесты подразделяются на 7 частей и 50 книг. Каждая книга делится на титулы под определенным названием, а каждый титул состоит из правовых фрагментов и высказываний знаменитых римских классических юристов. Всего в Дигестах 9123
таких фрагмента.

Исследователями практически единодушно отмечается, что именно «в Дигестах более, чем в каком-либо другом памятнике древности, выразился истинный характер римской юриспруденции» [8, с. 458].

В раннем Средневековье любой континентальный европейский университет или школа права начинали обучение студентов юридической профессии именно с подробного преподавания вначале Дигест Юстиниана, а после и других частей выдающегося Свода гражданского права. При этом следует отметить тот факт, что тогдашние суверены практически не вмешивались в процесс изменения частноправовых норм, ограничиваясь изданием только многочисленных публично-правовых эдиктов и ордонансов. Даже в XVIII столетии французские монархи все еще полагали, что по своему разумению они не вправе изменять нормы частного права.

1-horz
Сторінки видання Дігест 1495 р. 

В связи с вышесказанным очевидно, что цивилистический подход к изучению римского права рассматривает римское право в качестве универсальной теории частного права, отталкиваясь именно от законодательства императора Юстиниана. И опять же очевидно, что подобный метод отчасти противопоставляется историческому (хронологическому) подходу к изучению римского правового наследия.

Основной же заслугой альтернативного цивилистического подхода является конкретное обозначение контуров не только римского, но и любого национального частного права, которые остаются в основе неизменными и по настоящий день в соответствующих национальных правовых системах.


ЛИТЕРАТУРА

1.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. / Л. П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008. 944 с.
2. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. / Е.О. Харитонов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 416с.
3. Юридическая энциклопедия. Отв. ред. М.Ю.Тихомиров. / М.:изд. г-на Тихомирова
М.Ю. – 1998. – 526 с.
4. Римское частное право: Учебник. / под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. – М.: Юристъ, 1996. – 544 с.
5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. / Пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Междунар. отношения, 2009. – 456 с.
6. Косарев А.И. Римское право. / А.И.Косарев. – М.: Юрид. лит., 1986. – 160 с.
7. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. / Пособие для слушателей. /Изд. третье, исправленное и дополненное.: С.-Петербург, 1910. –496 с.
8. Муромцев С. А. Римское право в Италии в XI-XV столетиях. Очерк 2. // Юридический вестник. Кн.3. – М.: 1885. – 572 с.

REFERENCES

1.Kryisin L.P. Tolkovyiy slovar inoyazyichnyih slov. / L. P. Kryisin. – M.: Eksmo, 2008. 944 s.
2. Haritonov E.O. Osnovyi rimskogo chastnogo prava. / E.O. Haritonov. – Rostov n/D: izd-vo «Feniks», 1999. – 416s.
3. Yuridicheskaya entsiklopediya. Otv. red. M.Yu.Tihomirov. / M.:izd. g-na Tihomirova M.Yu. -1998. – 526 s.
4. Rimskoe chastnoe pravo: Uchebnik. / pod red. prof. I.B. Novitskogo i prof. I.S. Pereterskogo. – M.: Yurist’, 1996. – 544 s.
5. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnyie pravovyie sistemyi sovremennosti. / Per. s fr. V.A. Tumanova. – M.: Mezhdunar. otnosheniya, 2009. – 456 s.
6. Kosarev A.I. Rimskoe pravo. / A.I.Kosarev. – M.: Yurid. lit., 1986. ¬– 160 s.
7. Grimm D.D. Lektsii po dogme rimskogo prava. / Posobie dlya slushateley. /Izd. trete, ispravlennoe i dopolnennoe.: S.-Peterburg, 1910. –496 s.
8. Muromtsev S. A. Rimskoe pravo v Italii v XI-XV stoletiyah. Ocherk 2. // Yuridicheskiy vestnik. Kn.3. – M.: 1885. – 572 s.


Із зауваженнями, пропозиціямии чи запитаннями просимо звертатись до – Владислав Кіорсак

e-mail – Vlad.kiorsak@gmail.com

Редактор – Ірина Гіщинська

А також, за цими посиланнями:
Vkontakte –
Львівський медієвістичний клуб
Бібліотека товариства

Facebook –
Vlad Kiorsak
Львівський медієвістичний клуб

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s