“Чудо про змія” крізь епохи. Сюжет про Георгія – змієборця

Звіт із засідання сходознавчого товариства історичного факультету ОНУ ім. І. Мечникова.

Автор – Максим Панін , студент І–го курсу  історичного факультету ОНУ ім. І. Мечникова


“Чудо о змие” сквозь эпохи. Сюжет о Георгии – змееборце

“Чудо про змія” крізь епохи. Сюжет про Георгія – змієборця

“The Miracle of the Dragon” through the era. The plot of the Saint George.


ВСТУП

         Кружок по древнему Востоку закончился вместе с первым семестром нашей студенческой жизни…

         Закончился он на «пустоте», то есть Дао).  Говоря «ни о чём» мы анализировали «Дао дэ цзин» – яркий пример философской мысли древнего Китая, который знакомит человечество с достижениями мыслителей  прошлого. Мы попытались понять «пустоту», «недеяние», «совершенномудрие», что дорогого стоит. Зная, что практика факультативных мероприятий кафедры истории древнего мира и средних веков довольно широка, мы решили присоединиться к нашим коллегам со ІІ курса и принять участие в разборе известного средневекового сюжета о Георгии-Змееборце.

      При посещении иконного зала Одесского художественного музея возникло много интересных вопросов. Среди них значение сюжета популярного иконографического образа: «Георгий, убивающий змея».

         Отличный повод для кружка, не правда ли?!

        Отсюда план нашей работы: ознакомится не только с иконографической традицией, но и с нарративным источником «Чудо о змие» в византийских, древнерусских и западноевропейских версиях. Как оговаривалось выше, участниками кружка стали студенты разных курсов, в частности первого и второго. К проведению кружка были привлечены преподаватели, аспиранты и магистранты кафедры. Это развивает среди ребят навыки работы в научном коллективе, даёт новые темы для общения, способствует развитию неординарного мышления, и учит обращать внимание на мелкие детали во всех источниках информации.

 

 

Св. Георгий. XI в., происходит из Софиевского собора в Новгороде, сейчас в Успенском соборе московского Кремля.
Св. Георгий. XI в., происходит из Софиевского собора в Новгороде, сейчас в Успенском соборе московского Кремля.

 

07_Икона._Перв._половина_XIV_в._Византийский_музей,_Афины
Икона. перв. половина XIV в. Византийский музей, – Афины

 

          Начался кружок с приветственного слова магистранта ІІ года обучения Владислава Водько, руководителя кружка по истории древнего мира. Далее последовало вступление: «Повесть основана на широко известном многим народам эпическом сказании о герое-змееборце; это сказание оказало большое влияние на развитие многих жанров народного творчества (былины, сказки, духовные стихи), отразилось в изобразительном искусстве и сделало популярным в народной среде имя Георгия Победоносца. Древняя повесть представляет собой отдельный легендарный эпизод из биографии этого мученика».

           Доцент кафедры Олег Михайлович Луговой  подготовил и презентовал подборку нескольких десятков иконографических образов с соответствующим сюжетом. Их разнообразие очень впечатляло, манера живописи, разные художественные течения, представленные на них. Именитые и анонимные художники – представители самых разных эпох, пишущие один и тот же сюжет. Это нужно видеть!

      Западноевропейскими мотивами дополнил иллюстративный материал преподаватель кафедры Вадим Витальевич Чепиженко, представив ряд миниатюр средневековых хроник и бестиариев, а также образцы позднеготической и ренессансной живописи, изображавшие Георгия поражающего змия или уже одержавшего победу.

13_Свв.Георгий_и_Димитрий_на_конях._Перв._половина_XV_в._Византия._Частная_коллекция
Свв. Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. – Византия. Частная коллекция
30_Двойное_чудо_св._Георгия._Вторая_половина_XIX_в._Спасский_монастыр_,_Сидон,_Ливан
Двойное чудо св. Георгия. Вторая половина XIХ в. Спасский монастыр, – Сидон, Ливан

 

Кто такой Георгий Змееборец?

 

Прекрасно, что столько внимания было уделено иконописи. Благодаря  кропотливому анализу мы обнаружили много интересного о средневековых представлениях сюжета:

  • События «поединка» Змия и Георгия происходили в разных местах (возле озёр, в городах, на полях, вблизи пещер и ущелий);
  • На некоторых иконах в уголке была рука Господа, осеняющая крестным знамением Георгия – как символ благословения борьбы Добра со Злом;
  • Агнцы, ведомые принцессой к Дракону в качестве дополнительной жертвы изображены на западноевропейских иконах, поскольку они присутствуют в «Золотой легенде» – основном источнике этого сюжета в регионе.
  • На нижнем плане многих экземпляров были замечены кости предыдущих «посетителей» Дракона, которые наводили ужас на зрителей;
  • Юноша, сидящий за спиной у св. Георгия – тот самый, что был спасён им из плена арабов, у которых он служил, подавая воду, именно поэтому в руках у него и сохранился кувшинчик, также часто присутствует на иконах. Здесь мы видим перенесения других сюжетов о Георгии в «Чудо о змие»
  • Люди, наблюдающие из башни и города, потом примут крещение; Это явление более характерно для Западноевропейской живописи, как и для древнерусской.
  • Амуниция св. Георгия представлена мечом, копьём, луком и щитом – в дальнейшем этот щит в свидетельство «силы и действия Духа» будет висеть, ни на что не крепясь, у алтаря (по древнерусскому источнику);
  • Красный плащ св. Георгия – символ дальнейшего мученичества за Христа;
  • Ангел, венчающий Георгия, символизирует благословение небес и небесную награду, подчеркивает святость героя и совершаемого им подвига.
  • Современные образы св. Георгия – очень запомнилась икона «Св. Георгия – Наполеона». 

 

987466013_zpsfd13c6a5
Икона «Св. Георгия – Наполеона».

Первый вывод: западная иконография очень отличается от восточной.
Для западной иконографии характерно материалистичное изображение Георгия: мускулистый мужчина, в красивых, иногда турнирных доспехах, с толстым копьём, часто турнирным, изображения очень реалистичны, характеризуются заметным физическим напряжением во время битвы, чётким изображением коня, ужасным Драконом.
В восточной же, изображения Георгия духовны – юноша в лёгких доспехах, без шлема, с довольно тонким копьём, борется со Змеем, в образе которого превалирует черта антагониста Бога.

            Второй частью нашего кружка была, конечно же, работа с источниками. Наверное, каждый человек знает этот эпизод из жития Св. Георгия. Я так тоже думал, а оказывается, если прочитать разные источники, то можно подчеркнуть много незаметного или неярко выраженного, по аналогии с живописью.

              Прежде чем начать разбирать текст, следует коротко охарактеризовать источники (ссылки на них будут представлены в конце). У нас их было три:

а) Византийская версия (далее ВВ) – это источник всех последующих переработок. Датируется она VII – IX вв.

б) Древнерусская версия (далее ДВ). Ранний перевод с греческого языка был сделан в XI в. К концу XII – началу XIII в. относят русскую переработку текста. Так называемая «вторая русская редакция», отличается лаконичностью, характерной для оригинальных древнерусских произведений, яркой образностью языка. Здесь заменены некоторые собственные имена и географические названия, сокращены некоторые побочные эпизоды повествования, несколько приглушена нравоучительная составляющая. Нами этот источник был проработан в редакции XVI в.

в) Западноевропейская версия (далее ЗВ). Первый перевод текста с греческого языка в Западной Европе датируется XI веком. В дальнейшем появились десятки различных изложений легенды. Мы же обратились к наиболее популярной его версии, изложенной в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского (1260 г.). «Золотая легенда» имела необычайно широкое распространение на средневековом Западе, уступая лишь Библии (до наших дней дошло более тысячи списков).

20_Тимпан_собора_в_Ферраре_1155
Тимпан собора в Ферраре. – 1155 г.
24_Angelos_Akotantos_-_St_George_on_horseback,_slaying_the_dragon,_1425-50
Святой Георгий – 1425-50 гг. Икона работы Ангелоса Акотантоса, венецианского грека, критская школа.

Разбор текста

             Анализ текста основывается на сопоставлении и сравнении представленных версий.

          Первое что привлекает внимание – кардинальное отличие древнерусского текста, где события разворачиваются уже после смерти героя. Эта же черта характерна и для некоторых византийских вариантов жития: Георгий в них уже мученик, деяние совершает его посмертное воплощение.

        Авторы всех текстов противопоставляют мир, в котором происходит действие «Жития» реальному известному им миру. Так для ДВ события разворачиваются у города Гевал, в ВВ – в Ласии, по ЗВ – в Силене. Города эти невозможно идентифицировать с реальными географическими объектами, но, впрочем, нами была предпринята подобная попытка. Уж очень созвучна Ласия с грузинской Лазикой. Кстати, именно в Грузии св. Георгий является самым «популярным» святым, да и страна на многих языках связывается с названием «GEORGIA».

            Также важный момент, где именно обитал Змей: по двум версиям он жил возле озера, а по ВВ – возле трясины, т.е. болота. Сразу вспоминаются разнообразные чудные монстры (болотники, кикиморы, лесавки, лешии), которые наводят на мысль, что болото – действительно нехорошее место. А по одной из версий мироздания, вообще, – дьявольское: «болота возникли из выплюнутой чёртом, спрятанной от Бога земли». Так что обиталище Змия в этом случае оправданно. Правда, если вспомнить сюжеты иконографии, то очень часто озеро или болото, заменяется пещерой или ущельем у города.

          Следующий эпизод, которого нет в ДВ – попытка уничтожить Дракона человеческими силами, также был замечен нами. Объясняется она, вероятно, слабостью людской и мощью божественной.

           Змию платили «живую дань» – людей. По ЗВ сначала ему жертвовали только по две овцы, что находит своё отражение в вышеупомянутой живописи, но после, когда овец стало не хватать, стали давать ему овцу и человека.

Весьма заметный момент из ВВ: «Царь, вот город наш благоденствует и процветает, а мы умираем злой смертью». Царь говорит: «Начертайте имена ВСЕХ ГРАЖДАН, и каждому да будет определен его черед…» (и дальше) «…И — день за днем — все по очереди стали отдавать своих ДЕТЕЙ на съедение змию, пока не пришел черед царя».
Если был готов список всех граждан, то почему они отдавали только детей?  Власть pater familias, как видим, играет ключевую роль.

         Этот же сюжет, но по своему, описывается в ДВ, так в нём ежедневно на «кормку» Дракону выдавались дети, начиная с главных князей и до самых незнатных. В ЗВ жертвы избирались путём жребия.

 

33_Берндт_Нотке_Св._Георгий_и_дракон_рез_ба_по_дереву_Сторкиркен,_Стокгол_м_1470-е
Берндт Нотке. Св. Георгий и дракон резьба по дереву. – Сторкиркен, Стокгольм – 1470-е гг

 

36_Паоло_Уччелло_Битва_святого_Георгия_с_драконом_1456
Паоло Уччелло. Битва святого Георгия с драконом. – 1456 г.

 

 

42_Юрий_Змееборец_Михновка_сер.18_в._Владимир-Волынский_кр.м.

 

          Когда же дошла очередь до царской дочки, то в двух версиях (ВВ и ЗВ) царь попытался откупиться, но народ отказался от этого предложения, считая, что жертвы их детей были напрасными и указ царя – есть указ, он также должен следовать своему слову. Во всех версиях царь одевает свою дочь в свадебный наряд для дальнейшей «свадьбы» с Драконом. Свадьба – это обряд инициации, считающийся необходимым для всех людей. И смерть до свадьбы считалась «неправильной».

          Во всех трёх версиях появляется Георгий. Он расспрашивает девицу о том, чего она печалится, после его убедительной просьбы царевна рассказывает подробности, умоляя святого всё же уйти. Поступок очень милосердный, царевна неоднократно повторяет свою просьбу ради спасения героя, на этом примере четко прослеживается христианская любовь и жертвенность, присущая «невинным», чистым душам. Но Георгий гласит: «Не бойся, отроковица!» и остаётся.

        Следующий эпизод характерен только ВВ и ДВ. Георгий молится Богу о даровании ему победы, вследствие которой народ уверует в «истинного» Бога.

       Змий в очередной раз идёт к месту ежедневной подачи жертв, но у условного места две жертвы: Георгий и царевна. Вот и настал тот истинный момент, момент битвы Добра и Зла…

      В ЗВ Георгию пришлось прибегнуть к использованию оружия, чтоб обезвредить Змия, в то время как в других версиях ему достаточно было только воззвать к Господу с молитвой – и тотчас же Змий рухнул к его ногам.

04_1Св._Георгий._Мозаичная_икона_нового_собора_Ксенофонтова_монастыря._Афон,_XIIIв
Св. Георгий. – Мозаичная икона нового собора Ксенофонтова монастыря. Афон, XIIIв

         Георгий попросил девушку пленить Змия поясом, что девушка и сделала во всех трёх версиях. Змия повели в город. Когда горожане увидали «монстра», то принялись бежать. Георгий закричал горожанам, чтоб они не пугались, и предложил им принять крещение во имя Иисуса Христа. Это предложения, правда, как показалось нам на кружке, напоминало шантаж со стороны святого: царь и весь народ приняли крещение и только тогда св. Георгий отрубил голову Змию.

           По разным источникам было разное количество крещёных: 240 тысяч (ВВ); 15 или 20 тысяч «не считая женщин и детей» (ЗВ). Если за правду брать число 240 тысяч, то необходимо уяснить, что город с такой численностью очень велик и их было достаточно мало в I тыс. н.е.

            Далее в «спасённом» городе была воздвигнута первая церковь в честь св. Георгия. Возле этого храма святой прочёл молитвы и по божественному промыслу появился источник благодати, исцеляющий немощных и больных.

В ЗВ оговаривается, что храм был посвящен св. Георгию и Деве Марии, что, как нам показалось, подчеркивает особое отношение Запада к культу Богородицы, а также куртуазные мотивы Жития, связывая его с рыцарской литературой XIII века.

            В ДВ указывается дата поминовения святого 23 апреля, но мы посчитали её позднейшей вставкой.
В ЗВ царь предложил св. Георгию сколько угодно денег, но он отказался и велел отдать их бедным во имя Господа; он дал царю четыре наказа, а именно: заботиться о церквях, чтить священников, слушать службу прилежно и жалеть бедняков. На этом эпизоде заканчивается «Чудо о Змие» в ЗВ.

           Но в ДВ сюжет имеет продолжение, а именно эпизод со щитом, который Георгий «вешает» как символ веры в Господа Иисуса Христа. Этот щит, как гласит источник, висит там до сих пор в знак бесконечной силы Святого Духа.

        Что интересно, нами были проведены аналогии с древними русскими былинами и сказками об «Илье Муромце и Соловье Разбойнике», «Никите Кожемяке», «Песне о вещем Олеге»; духовными стихами и песнями, которые также схожи с нашим сюжетом. Хотелось бы поблагодарить аспиранта кафедры истории Украины Дмитрия Кобельського, который предоставил нам ряд аутентичных записей исполнения былин о Святом Юрии.

y1956-136
Св. Георгий. Университет Принстона (Голландия). Музей. 1440-1470 гг.

Интересные тезисы:

Георгия Победоносца (судя по житию) можно назвать христианским Таммузом – умирающим и воскресающим богом по формату Христа, Адониса, Осириса и т.д.

Истоком всех сказаний о змееборчестве мог послужить египетский миф о борьбе Гора и Сета, что подтверждает египетская находка, которая неофициально  называется «Гор Победоносец», датируется 4 веком до нашей эры и хранится в Музее Лувра под номером Е 4850.  Георгий Победоносец присутствует и в исламе, там он зовётся – Джирджис и с такой же самоотверженностью защищает ислам.

" неофициальное название "Гор Победоносец""..
Неофициальное название “Гор Победоносец”.

           Очень интересным в дискуссии выдались поиски предшественников Георгия в античном мире. Самыми близкими сюжетами являются миф о Персее и Андромеде, где герой спасает девушку от морского чудовища, а также история о Тесее и Минотавре, где присутствует идея спасения людей, отданных чудовищу в качестве дани.

Для развития темы следовало бы обратить внимание на данные геральдики и нумизматики.

Можно привести ещё очень много интересных тезисов для погружения в эту тему, но вопросов будет куда больше, чем ответов.

Тема змееборства – занимательная и древняя, кочующая среди многих народов, являющаяся неотъемлемой частью их культуры.

             Многогранность и разноплановость мотива требует структурного анализа различных его аспектов. На мой взгляд, мы довольно подробно углубились в эту тему, охарактеризовали её с разных сторон, о чем и говорит  вся суть проделанной нами работы. Эта тема объединила нас, но думаю, что ещё не раз объединит самых разных специалистов, ведь проблема истоков змееборчества до сих пор не решена.

P.S. Хотим выразить благодарность доценту кафедры истории древнего мира и средних веков, Луговому Олегу Михайловичу, за помощь в организации и участие в кружке.

 

09_Св._Георгий._Рел_еф_портала_Георгиевского_собора_в_Юр_еве-Пол_ском._1234_г.
Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве Польском. – 1234 г.

ФОТОГРАФІЇ ІЗ ЗАСІДАННЯ ГУРТКА

2raSZueNqVU FRTFBKkb1fQ L4mXbLfligs

БІЛЬШЕ СВІТЛИН ЗА ПОСИЛАННЯМ – ТУТ!


Рекомендована література

Предлагается к прочтению:

1) Подборка византийских версий
2) Древнерусская версия (оригинал и перевод на современный русский язык)
3) “Золотая легенда” западноевропейское житие Георгия
4) Веселовский А. Н. Св. Георгий в легенде, песне и обряде.
5) Пропп В. Змееборство Георгия в свете фольклора
6) Кирпичников А. И. Святой Георгий и Егорий храбрый(прикрепляется)
7) Афанасьев о народном почитании Георгия в ΧΙΧ веке..
8) Арутюнян Ю. И.”Образ святого Георгия в средневековой рыцарской культуре”(прикрепляется ниже)
9) N Stangé-Zhirovova.  Народная и книжная традиция почитания Св. Георгия на Руси Опыт историко-этнографического анализа

 


 

Із зауваженнями, пропозиціямии чи запитаннями прошу звертатись до – Дмитро Димидюк
e-mail – dymydyuk_da@ukr.net

Куратор Одеського товариства – Владислав Водько

А також, за цими посиланнями:
Vkontakte 
Львівський медієвістичний клуб
Бібліотека товариства

Facebook –
Димидюк Дмитро
Львівський медієвістичний клуб

Advertisements

One thought on ““Чудо про змія” крізь епохи. Сюжет про Георгія – змієборця

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s